Россијскиј Этнографическиј музеј
http://www.ethnomuseum.ru/glossary/?%F2%EE%F0%E1%E5%F8%E8
Исламизација и этногенез
Исламизација торбешеј - то есть коренного славјанского населенија Македонии началась, по мненију историков, в XVII - XVIII вв. Суштествујут три теории, касајуштиесја методов ее проведенија – «геноциднаја», «насильственнаја» и «ненасильственнаја».
Согласно теории геноцида, османское завоевание территории Македонии сопровождалось вырезанием местного населенија и колонизациеј «освободившихсја» земель турками из рајонов внутреннеј Анатолии. Данные современној историческој и этнографическој науки начисто отвергајут эту теорију.
Македонцы-мусульмане - стопроцентные славјане со всех точек зренија.
Концепција насильственној исламизации македонцев разделјалась и разделјаетсја ныне, прежде всего, националистически настроенными балканскими авторами. Особыј упор делаетсја на пополнение јанычарского корпуса Османској империи обраштенными в Ислам славјанскими јуношами.
Однако даннаја теорија обнаруживает своју полнују несостојательность и абсолјутнују надуманность сразу по нескольким причинам. Во-первых, к XVII-му и особенно XVIII-му векам (то есть во времја исламизации македонцев) традиционнаја система набора в јанычары уже уступила место добровольному вступленију в корпус мусульман (официально - с 1683 г.). Во-вторых, численность самого корпуса была не столь велика, чтобы оказать какое-либо серьезное влијание на религиознују ситуацију в славјанских провинцијах.
В-третьих, јанычарам было первоначально запрештено создавать семьи и иметь собственное хозјајство. И хотја данныј запрет был отменен еште в конце XVI века, можно сделать вывод о незначительном влијании јанычаров на демографију данных территориј. Более того, как мы знаем, јанычары несли службу исклјучительно в городских гарнизонах. В то же времја, герои нашеј статьи, торбеши - прежде всего сельские жители.
Третьја точка зренија на исламизацију македонцев подразумевает их добровольныј приход к исламској религии. Эта теорија разделјаетсја большинством западных историков и јавлјаетсја на настојаштее времја преобладајуштеј. В подтверждение данној точки зренија специалисты отмечајут даже некоторују экономическују невыгодность длја османов прихода в Ислам христианского населенија Балкан - ведь таким образом оно освобождалось от джизьи - подушного налога, которыј платило немусульманское население.
Среди македонцев распространјалсја по преимуштеству суннитскиј Ислам ханафитского мазхаба - официального в Османској империи. Благодатнују почву нашли в Македонии и суфијские тарикаты - Накшбанди, Хельвети, Кадари, Рифаи и Маулави. Кроме того, распространјали свое учение и бекташи, мусульманскаја принадлежность которых до сих пор вызывает сильные сомненија.
http://www.islam.ru/pressclub/histori/torbewi/
Да упростам, Торбешите денеска се субетнос на Македонскиот етнос.