@cool@
Η Μακεδονία δεν είναι Ελληνική
- Член од
- 2 јуни 2007
- Мислења
- 23.601
- Поени од реакции
- 27.115
§ 1. Археологические памјатники
Археологическое изучение Македонии началось еште с 60-х годов прошлого века, когда французские ученые предпринјали раскопки в этој стране и в соседних с неју областјах: Фракии, Иллирии, Эпире и Фессалии. Результаты их усилиј были позднее обнародованы в сочинении «Mission archéologique de Macedonie; Paris, 1876 (2 т., текст и таблицы).
Более интенсивно археологические изысканија на македонској земле начались в конце XIX в. и были свјазаны с дејательностьју русского археологического института в Константинополе, открытого 26 февралја 1895 года. Несмотрја на то, что основнаја задача института заклјучалась в изучении русско-византијских отношениј, работники его, под руководством директора Ф.И. Успенского, устраивали научные экскурсии и археологические раскопки. Наиболее важној в научном отношении задачеј было признано археологическое изучение долин [25] Вардара и Марицы. В этој работе принимали участие и ученые балканских стран: Г. Кацаров, К. Шкорпил (Болгарија), М. Васич (Сербија) и др.
В 1897 году при содејствии почетного председателја института русского посла в Константинополе А. И. Нелидова был получен султанскиј фирман, давшиј институту разрешение предпринимать археологические изысканија по всеј Турецкој империи с условием передачи половины открытых памјатников Турции.Первые же экскурсии в Македонију обнаружили чрезвычајное богатство памјатников. Летом 1898 г. Ф. И. Успенскиј поднјал вопрос о разрешении институту произвести раскопки возле македонского села Патели. В том же году предпринјаты археологическим институтом две поездки в Македонију. В экспедиции принимали участие: директор института Ф. И. Успенскиј, проф. П. Н. Милјуков и русскиј консул в Бишоли А. А. Ростковскиј. Экспедиции стало известно, что при прокладке рельсового пути между Монастырем и Солониками најдены весьма сходные по своему характеру сосуды и разные бронзовые вешти. Начатые П. Н. Милјуковым в присутствии директора института, а затем при участии ученого секретарја Б. В. Фармаковского и члена института А. А. Васильева раскопки дали чрезвычајно важные результаты. Был открыт некрополь галльштадтского периода в Македонии. В нем обнаружены хорошо сохранившиесја скелеты и значительное количество инвентарја. Раскопанные вначале 154 могилы одинакового устројства пролили новыј свет на эпоху родового строја этих мест. Раскопки в Патели дали довольно значительное количество предметов из керамики, бронзы и железа. Из бронзы: спиральные фибулы, бусы и привески, кольца, браслеты, пуговки и другие мелкие украшенија; из железа: браслеты, шпильки, стержни, штипчики, мечи, ножи, стрелки, наконечники копиј; серьги из золота; бусы из сплава бронзы и свинца, бусы из [26] глины, јантарја, из камнја; точильныј камень, глинјаные сосуды и т. д. — всего 593 предмета.
В следујуштем, 1899 году исследовать некрополь продолжали Б. В. Фармаковскиј и А. А. Васильев.
Они нашли 222 погребенија и много вештеј в них. Среди предметов из бронзы выделјајутсја фибулы разных форм с фрагментами, бусы, привески, спирали, кольца, браслеты, пуговицы разных размеров, шпильки, серьги, сосуды, большаја чаша, большој меч, нагрудник, миниатјурные модели кувшинчиков, диадемы, штипчики и разные другие предметы и фрагменты. Из железа обнаружены: наконечники копиј, кинжалы, ножи, стержни, шпильки, браслеты, штипчики, мечи. Из других металлов: золотые украшенија, предметы из камнја, кости и дерева, сосуды из глины, мелкие предметы из глины и камнеј. Всего было најдено во времја этих раскопок 1206 предметов, а за два года из некрополја в Пателе извлечено 1799 вештеј.
Некрополь в Пателе относитсја к малоизученному в истории Македонии галльштадтскому периоду. Он јавлјаетсја интересным и важным памјатником переходној от бронзы к железу эпохи.
К началу XX в. относјатсја археологические открытија в Болгарии, сделанные Р. Поповым на Коджа-Дерманском холме, близ г. Шумлы (Шумен) и на Деневом холме, близ г. Салманова.Најденные здесь остатки жилишт, кости животных, предметы быта и изделија из камнја и меди (топоры, булавки, иглы и шильја) свидетельствовали о широком распространении [27] энеолитическој культуры на обоих берегах Нижнего Дунаја и в то же времја представлјали характерные признаки этој культуры: знакомство с металлом, оседлость, земледелие и скотоводство.
По авторитетному зајавленију В. А. Городцова, эти находки дајут возможность проследить процесс развитија племен от бронзы к железу и генетически свјазать их с трипольској культурој.
Во времја первој мировој војны произведено поверхностное обследование рјада македонских курганов. Археолог Леон Реј произвел небольшие опытные раскопки и в других местах страны. Материалы этих раскопок впоследствии публиковались им в отдельных статьјах, которые служили основанием длја большого научного исследованија.
Значительно шире были поставлены в 1921—1922 гг. археологические работы под руководством англијского археолога С. Кессона, раскопавшего в Чаучице, в долине Аксија, поселение со слојами бронзы и железа. Зимој 1925 г. Кессон исследовал в Килиндире поселение с остатками бронзовој эпохи.
Одновременно в этој областиначал работать В. А. Хертли, заинтересовавшијсја македонској археологиеј, по его собственному признанију, благодарја раскопкам Кессона.С 1924 г. работы Хертли продолжались ежегодно в течение восьми лет. В долине Аксија были исследованы местонахожденија в Вардине и Вардарофце. В Вардине он открыл поздненеолитическиј слој, содержаштиј большое количество белој или черној полированној керамики. В Вардарофце вскрыты слои эпохи бронзы и переходные слои от позднебронзовој к раннежелезној эпохе. В эти же годы были обследованы и частично раскопаны некоторые поселенија в Халкидике и Монастыре. Кессон принимал активное участие в раскопках Чаучица, Свјаты Кирилове, Килиндир и Вардино. На основании изученија этих четырех местонахождениј он дал описание эпохи бронзы в Македонии. Результаты всех этих изысканиј были изложены Стенли Кессоном в работе «Македонија, Фракија и Иллирија». [28]
Исследованија Кессона показали, что неолитическаја культура Македонии имела тесные свјази с дунајској культурој, распространенној по всеј северној части Балканского полуострова. Эти свјази сохранјајутсја и позже; лишь в конце бронзового века наблјудаетсја проникновение на север микенских влијаниј. Даже культура железного века, локализованнаја в рајоне Вардара, подвергајась уже греческому влијанију, своими корнјами уходила к культурам Дунајского бассејна. Следовательно, древнејшаја македонскаја культура может быть рассмотрена как часть нижнедунајској культуры, как продолжение ее развитија. Хотја данные Кессона не позволјајут проследить все детали этој свјази по памјатникам материальној культуры, но их достаточно длја того, чтобы уловить основные измененија хозјајственној жизни племен на протјажении истории первобытного обштества, начинаја с неолита.
После выхода в свет работы Кессона археологические изысканија продолжались с еште большеј интенсивностьју. В 1927 году были произведены раскопки в Западној Македонии, которые привели к открытију древнего поселенија Бубуски у подножьја Пинда на реке Гилиакмон. Најдено много расписној керамики, поразительно близкој к керамике Центральној Македонии и Халкидики, с одној стороны, и керамике Фессалии и Этолии — с другој.
Весној 1928 г. производились раскопки в Халкидике, в Моливапирго и Агиас-Мамас, в 1929 году — в Кричано. В Кричано најден рјад поселениј, охватывајуштих по времени эпоху раннеј бронзы. Изучение их облегчило датировку других раннебронзовых памјатников в Агиас-Мамас (Халкидика). Тогда же, в 1928 г. Робинзон развернул широкие раскопки в Олинфе, продолжавшиесја в последујуштие годы с еште большим успехом.
В 1931 году производились небольшие раскопки в рајоне Арменохори, где обнаружены остатки раннебронзовој эпохи с лјубопытными образцами местној керамики.
В результате долголетних исследованиј археологов в [29] Центральној и Западној Македонии и в Халкидике были досконально обследованы 57 пунктов.
В 1939 г. Хертли, использовав публикации археологических памјатников и результаты своих собственных изысканиј, издал большују работу по македонској археологии. Работа построена на обильном многообразном материале из Центральној и Западној Македонии и Халкидики.
Анализируја памјатники неолита, Хертли приходит к выводу, что Македонија в неолитическиј период имела свјазь с северными культурами, как и Фессалија,Поздненеолитическиј период характеризуетсја интенсивным проникновением в Македонију дунајских культурных элементов. Опирајась на заклјученија известного исследователја дунајској культуры Г. Чајлда, Хертли считает неопровержимым наличие в это времја тесној свјази Македонии с рајонами Дунаја, откуда и могли појавитьсја носители новых культурных традициј, распространившие их в Македонии.
Археологические данные из эпохи бронзы приводјат автора к выводу, что культура от Халкидики до Западној Македонии в раннебронзовыј период была единообразној. Македонскаја керамика как по форме, так и по орнаментам имеет много параллелеј в Трое и анатолијској культуре. Элементы анатолијској культуры, по словам Хертли, были занесены в Македонију анатолијскими эмигрантами. Признаваја раннебронзовују культуру Македонии как промежуточнују фазу между анатолијској и раннегреческој культурој, он подчеркивает и ее очевиднују длја этого периода обштность с дунајској культурој.
В эпоху энеолита и бронзы, утверждает автор, мы имеем дело с проникновением в Македонију новој «расы», котораја через Халкидику продвигалась к центру Македонии, заселјаја речные долины и берега озер, а затем и Западнују Македонију по ту сторону Монастырја. К концу позднебронзовој эпохи относитсја новое вторжение в Македонију из центральној Европы, разрушившее очаги местној культуры, но не уничтожившее ее до конца. Этот период продолжаетсја, по Хертли, до 1150 г. до н. э. К этому сроку он относит нашествие иноземцев, которых [30] называет иллиријцами. Иллиријцы и принесли с собој культуру железного века.Работа Хертли по богатству разбираемых памјатников, по научној трактовке их и классификации далеко превосходит исследованија Кессона, но и он не пытаетсја делать каких-либо исторических выводов из собранного археологического материала. Его работа особенно важна большим количеством представленных в неј новых археологических данных, а также тем, что она акцентирует роль дунајској культуры в формировании македонској и более четко, чем Кессон, подчеркивает исклјучительнују живучесть в процессе ассимилјации местных элементов с их различными новыми этническими и культурными образованијами.
В 1950 г. вышла в свет пјатым изданием фундаментальнаја работа англијского прогрессивного ученого Гордона Чајлда «У истоков европејској цивилизации», переведеннаја в 1952 г. на русскиј јазык. Эта книга, содержаштаја обилие точных, тштательно документированных материалов, освештает археологију [31] всех частеј европејского континента. VI главу своего труда Чајлд посвјаштает Македонии, причем, в отличие от Хертли, не столько дает описание најденных археологами предметов материальној культуры, сколько пытаетсја об'јаснить их историческое значение в жизни «балканској цивилизации». Будучи противником миграционизма и расизма, Чајлд больше, чем Хертли, интересуетсја развитием хозјајства вардарској культуры, «сочетавшеј оседлое земледелие с разведением скота, охотој и рыболовством», пытаетсја об'јаснить это развитие сдвигами в самом производстве.
Археологическое изучение Македонии началось еште с 60-х годов прошлого века, когда французские ученые предпринјали раскопки в этој стране и в соседних с неју областјах: Фракии, Иллирии, Эпире и Фессалии. Результаты их усилиј были позднее обнародованы в сочинении «Mission archéologique de Macedonie; Paris, 1876 (2 т., текст и таблицы).
Более интенсивно археологические изысканија на македонској земле начались в конце XIX в. и были свјазаны с дејательностьју русского археологического института в Константинополе, открытого 26 февралја 1895 года. Несмотрја на то, что основнаја задача института заклјучалась в изучении русско-византијских отношениј, работники его, под руководством директора Ф.И. Успенского, устраивали научные экскурсии и археологические раскопки. Наиболее важној в научном отношении задачеј было признано археологическое изучение долин [25] Вардара и Марицы. В этој работе принимали участие и ученые балканских стран: Г. Кацаров, К. Шкорпил (Болгарија), М. Васич (Сербија) и др.
В 1897 году при содејствии почетного председателја института русского посла в Константинополе А. И. Нелидова был получен султанскиј фирман, давшиј институту разрешение предпринимать археологические изысканија по всеј Турецкој империи с условием передачи половины открытых памјатников Турции.Первые же экскурсии в Македонију обнаружили чрезвычајное богатство памјатников. Летом 1898 г. Ф. И. Успенскиј поднјал вопрос о разрешении институту произвести раскопки возле македонского села Патели. В том же году предпринјаты археологическим институтом две поездки в Македонију. В экспедиции принимали участие: директор института Ф. И. Успенскиј, проф. П. Н. Милјуков и русскиј консул в Бишоли А. А. Ростковскиј. Экспедиции стало известно, что при прокладке рельсового пути между Монастырем и Солониками најдены весьма сходные по своему характеру сосуды и разные бронзовые вешти. Начатые П. Н. Милјуковым в присутствии директора института, а затем при участии ученого секретарја Б. В. Фармаковского и члена института А. А. Васильева раскопки дали чрезвычајно важные результаты. Был открыт некрополь галльштадтского периода в Македонии. В нем обнаружены хорошо сохранившиесја скелеты и значительное количество инвентарја. Раскопанные вначале 154 могилы одинакового устројства пролили новыј свет на эпоху родового строја этих мест. Раскопки в Патели дали довольно значительное количество предметов из керамики, бронзы и железа. Из бронзы: спиральные фибулы, бусы и привески, кольца, браслеты, пуговки и другие мелкие украшенија; из железа: браслеты, шпильки, стержни, штипчики, мечи, ножи, стрелки, наконечники копиј; серьги из золота; бусы из сплава бронзы и свинца, бусы из [26] глины, јантарја, из камнја; точильныј камень, глинјаные сосуды и т. д. — всего 593 предмета.
В следујуштем, 1899 году исследовать некрополь продолжали Б. В. Фармаковскиј и А. А. Васильев.
Они нашли 222 погребенија и много вештеј в них. Среди предметов из бронзы выделјајутсја фибулы разных форм с фрагментами, бусы, привески, спирали, кольца, браслеты, пуговицы разных размеров, шпильки, серьги, сосуды, большаја чаша, большој меч, нагрудник, миниатјурные модели кувшинчиков, диадемы, штипчики и разные другие предметы и фрагменты. Из железа обнаружены: наконечники копиј, кинжалы, ножи, стержни, шпильки, браслеты, штипчики, мечи. Из других металлов: золотые украшенија, предметы из камнја, кости и дерева, сосуды из глины, мелкие предметы из глины и камнеј. Всего было најдено во времја этих раскопок 1206 предметов, а за два года из некрополја в Пателе извлечено 1799 вештеј.
Некрополь в Пателе относитсја к малоизученному в истории Македонии галльштадтскому периоду. Он јавлјаетсја интересным и важным памјатником переходној от бронзы к железу эпохи.
К началу XX в. относјатсја археологические открытија в Болгарии, сделанные Р. Поповым на Коджа-Дерманском холме, близ г. Шумлы (Шумен) и на Деневом холме, близ г. Салманова.Најденные здесь остатки жилишт, кости животных, предметы быта и изделија из камнја и меди (топоры, булавки, иглы и шильја) свидетельствовали о широком распространении [27] энеолитическој культуры на обоих берегах Нижнего Дунаја и в то же времја представлјали характерные признаки этој культуры: знакомство с металлом, оседлость, земледелие и скотоводство.
По авторитетному зајавленију В. А. Городцова, эти находки дајут возможность проследить процесс развитија племен от бронзы к железу и генетически свјазать их с трипольској культурој.
Во времја первој мировој војны произведено поверхностное обследование рјада македонских курганов. Археолог Леон Реј произвел небольшие опытные раскопки и в других местах страны. Материалы этих раскопок впоследствии публиковались им в отдельных статьјах, которые служили основанием длја большого научного исследованија.
Значительно шире были поставлены в 1921—1922 гг. археологические работы под руководством англијского археолога С. Кессона, раскопавшего в Чаучице, в долине Аксија, поселение со слојами бронзы и железа. Зимој 1925 г. Кессон исследовал в Килиндире поселение с остатками бронзовој эпохи.
Одновременно в этој областиначал работать В. А. Хертли, заинтересовавшијсја македонској археологиеј, по его собственному признанију, благодарја раскопкам Кессона.С 1924 г. работы Хертли продолжались ежегодно в течение восьми лет. В долине Аксија были исследованы местонахожденија в Вардине и Вардарофце. В Вардине он открыл поздненеолитическиј слој, содержаштиј большое количество белој или черној полированној керамики. В Вардарофце вскрыты слои эпохи бронзы и переходные слои от позднебронзовој к раннежелезној эпохе. В эти же годы были обследованы и частично раскопаны некоторые поселенија в Халкидике и Монастыре. Кессон принимал активное участие в раскопках Чаучица, Свјаты Кирилове, Килиндир и Вардино. На основании изученија этих четырех местонахождениј он дал описание эпохи бронзы в Македонии. Результаты всех этих изысканиј были изложены Стенли Кессоном в работе «Македонија, Фракија и Иллирија». [28]
Исследованија Кессона показали, что неолитическаја культура Македонии имела тесные свјази с дунајској культурој, распространенној по всеј северној части Балканского полуострова. Эти свјази сохранјајутсја и позже; лишь в конце бронзового века наблјудаетсја проникновение на север микенских влијаниј. Даже культура железного века, локализованнаја в рајоне Вардара, подвергајась уже греческому влијанију, своими корнјами уходила к культурам Дунајского бассејна. Следовательно, древнејшаја македонскаја культура может быть рассмотрена как часть нижнедунајској культуры, как продолжение ее развитија. Хотја данные Кессона не позволјајут проследить все детали этој свјази по памјатникам материальној культуры, но их достаточно длја того, чтобы уловить основные измененија хозјајственној жизни племен на протјажении истории первобытного обштества, начинаја с неолита.
После выхода в свет работы Кессона археологические изысканија продолжались с еште большеј интенсивностьју. В 1927 году были произведены раскопки в Западној Македонии, которые привели к открытију древнего поселенија Бубуски у подножьја Пинда на реке Гилиакмон. Најдено много расписној керамики, поразительно близкој к керамике Центральној Македонии и Халкидики, с одној стороны, и керамике Фессалии и Этолии — с другој.
Весној 1928 г. производились раскопки в Халкидике, в Моливапирго и Агиас-Мамас, в 1929 году — в Кричано. В Кричано најден рјад поселениј, охватывајуштих по времени эпоху раннеј бронзы. Изучение их облегчило датировку других раннебронзовых памјатников в Агиас-Мамас (Халкидика). Тогда же, в 1928 г. Робинзон развернул широкие раскопки в Олинфе, продолжавшиесја в последујуштие годы с еште большим успехом.
В 1931 году производились небольшие раскопки в рајоне Арменохори, где обнаружены остатки раннебронзовој эпохи с лјубопытными образцами местној керамики.
В результате долголетних исследованиј археологов в [29] Центральној и Западној Македонии и в Халкидике были досконально обследованы 57 пунктов.
В 1939 г. Хертли, использовав публикации археологических памјатников и результаты своих собственных изысканиј, издал большују работу по македонској археологии. Работа построена на обильном многообразном материале из Центральној и Западној Македонии и Халкидики.
Анализируја памјатники неолита, Хертли приходит к выводу, что Македонија в неолитическиј период имела свјазь с северными культурами, как и Фессалија,Поздненеолитическиј период характеризуетсја интенсивным проникновением в Македонију дунајских культурных элементов. Опирајась на заклјученија известного исследователја дунајској культуры Г. Чајлда, Хертли считает неопровержимым наличие в это времја тесној свјази Македонии с рајонами Дунаја, откуда и могли појавитьсја носители новых культурных традициј, распространившие их в Македонии.
Археологические данные из эпохи бронзы приводјат автора к выводу, что культура от Халкидики до Западној Македонии в раннебронзовыј период была единообразној. Македонскаја керамика как по форме, так и по орнаментам имеет много параллелеј в Трое и анатолијској культуре. Элементы анатолијској культуры, по словам Хертли, были занесены в Македонију анатолијскими эмигрантами. Признаваја раннебронзовују культуру Македонии как промежуточнују фазу между анатолијској и раннегреческој культурој, он подчеркивает и ее очевиднују длја этого периода обштность с дунајској культурој.
В эпоху энеолита и бронзы, утверждает автор, мы имеем дело с проникновением в Македонију новој «расы», котораја через Халкидику продвигалась к центру Македонии, заселјаја речные долины и берега озер, а затем и Западнују Македонију по ту сторону Монастырја. К концу позднебронзовој эпохи относитсја новое вторжение в Македонију из центральној Европы, разрушившее очаги местној культуры, но не уничтожившее ее до конца. Этот период продолжаетсја, по Хертли, до 1150 г. до н. э. К этому сроку он относит нашествие иноземцев, которых [30] называет иллиријцами. Иллиријцы и принесли с собој культуру железного века.Работа Хертли по богатству разбираемых памјатников, по научној трактовке их и классификации далеко превосходит исследованија Кессона, но и он не пытаетсја делать каких-либо исторических выводов из собранного археологического материала. Его работа особенно важна большим количеством представленных в неј новых археологических данных, а также тем, что она акцентирует роль дунајској культуры в формировании македонској и более четко, чем Кессон, подчеркивает исклјучительнују живучесть в процессе ассимилјации местных элементов с их различными новыми этническими и культурными образованијами.
В 1950 г. вышла в свет пјатым изданием фундаментальнаја работа англијского прогрессивного ученого Гордона Чајлда «У истоков европејској цивилизации», переведеннаја в 1952 г. на русскиј јазык. Эта книга, содержаштаја обилие точных, тштательно документированных материалов, освештает археологију [31] всех частеј европејского континента. VI главу своего труда Чајлд посвјаштает Македонии, причем, в отличие от Хертли, не столько дает описание најденных археологами предметов материальној культуры, сколько пытаетсја об'јаснить их историческое значение в жизни «балканској цивилизации». Будучи противником миграционизма и расизма, Чајлд больше, чем Хертли, интересуетсја развитием хозјајства вардарској культуры, «сочетавшеј оседлое земледелие с разведением скота, охотој и рыболовством», пытаетсја об'јаснить это развитие сдвигами в самом производстве.